пятница, 2 декабря 2016 г.

Музейный урок "Как рубашка в поле выросла"

Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога ДУ! Отгадайте загадку:"Сам тонок, а на плечах много головок?" Догадались? Конечно, это лён! Пчёлки-второклассники не отгадали, но у была подсказка - гербарий!




- А для чего человеку нужен лён?
На этот вопрос ребята тоже не смогли ответить. Поэтому и оправились мы прямо в краеведческий музей. Вы с нами? Приглашаем!
- Как вы думаете, а рубашку в поле можно вырастить? Вот для этого нам и понадобится лён! Садитесь удобно, да слушайте внимательно...
Посев.
"Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие  блестящие зёрна, и спрашивает:
- Что ты, тятя, делаешь?
- А вот сею ленок, дочка. Вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли."

Землю для растения пахали мужчины. Сеяли лён весной в тёплую, влажную землю. Едва появятся светло-зелёные стебельки - надо начинать прополку.
"Недели через две покрывалась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня: "Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!"
Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:
- Славная у тебя рубашечка будет!
Прошло несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. "У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, -но рубашечек таких я ни на ком не видала".
Красиво цветёт лён, словно опускается на поле синее небо.
фото взяли из Интернета 
Теребение
До конца августа лён надо убрать. Выходили в поле рано утром, по росе, женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. 8 горстей связывали в сноп. Снопы рядом расставляли на полосе для сушки.
"Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили из на поле просохнуть".
фото взяли из Интернета 
Пчёлки тоже попробовали теребить лён.
Обмолот.
После высыхания снопы везли на гумно (сарай для обмолота зерновых растений). Там деревянными колотушками били по льняным головкам, выколачивая зерно. Семена подкидывали лопатами вверх - просеивали, затем складывали в мешки.
Кирилл попробовал держать колот - тяжёлый!

Из обмолоченных семян били масло.
- Как вы думаете, где крестьяне использовали это масло?
- Употребляли в пищу, использовали для освещения дома, лечили больных. Художники использовали масло для приготовления олифы, которой писали иконы.
Расстил
В августе на снопы в поле падала холодная роса. От её влаги стебли становились хрупкими, волокно отделялось от стебля, приобретало  серо-стальной цвет.
А в Таниной деревне "...обмолоченный лён потопили в речке и наложили сверху камней, чтобы он не вставал. С грустью смотрела Таня, как её рубашку топят.
А сёстры ей опять сказали: 
- Славная у тебя, Таня, рубашка будет!"
Сушка
На поле лён мочили росы и дожди в течение 3-4 недель. Затем небольшие снопики льна везли сушить в дом, на полати русской печи.
Мятка
Сухие, легко ломающиеся стебли льна мяли на мялках. со стебля осыпалась оболочка, оставалось серое, прочное волокно.
Мы тоже решили попробовать работать мялкой.
 Варя старается, смешно ей, как раньше так трудились?
  Вот так выглядит оболочка...
а так - серое волокно
Трепание
Измятый лён надо было очистить от остатков оболочки - кострики. Левой рукой крестьянки держали лён на весу, правой  били по нему тонким ребром трепала.
 Жаль мало у нас в музее  льна осталось, а то пчёлки мои постарались бы!
Это тяжёлая, грязная, монотонная работа. 
Очесывание
"Вытрепавши лён, стали чесать железным гребнем, пока он не сделался мягким и шелковистым.
- Славная у тебя рубашечка будет! - опять сказали Тане сёстры.
Но Таня подумала: "Где же тут рубашка? лён стал похож на волосики Васи,  а не на рубашку". 
Прядение
Очёсанный лён взбивали, пушили, спрыскивали водой и складывали в кудель. Прясть начинали с раннего детства. Для девочек делали специальные детские прялки. Из кудели пряли пряжу, затем перематывали её, стирали несколько раз, выбеливали.
"Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. "Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашка?"
Ксюша убедилась, что нелёгкая это работа - прясть!
 С помощью скально перематывали нити.

"Прошла зима, весна и лето - настала осень. Мать установила в избе кросна, натянула на них основу и начала ткать. Забегал челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидела, что из ниток выходит холст."
Долго рассматривали мои второклассники ткацкий стан и оборудование к нему.


 Стан в музее рабочий, только никто его не может настроить.
 Серый холст 
"Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, на снегу расстилать.
А весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водою.
Сделался холст из серого белым.
Настала опять зима. Накроила мать из холста рубашек.
Принялись сёстры рубашки шить и к декабрю надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки."
А мы нашего Кирилла нарядили! А к лицу ему рубаха! 


Вот так у нас рубашка в поле растёт!

Ещё музейные уроки здесь

В сообщении я использовала: Рассказ К. Ушинского "Как рубашка в поле выросла", Поурочные разработки по курсу Окружающий мир Н.Ю. Васильева.

24 комментария:

  1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Мне кажется, ребята очень удивились, увидя, какой это был тяжкий труд - рубашку изготовить... Лён очень уважаю, обожаю льняные вещи и одежду. Правда, стоит она дороговато, а так я бы, наверное, только лён и носила!
    Спасибо за рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Светлана Николаевна! Ребята больше удивились, что делалась рубашка две зимы! Им было очень интересно самим попробовать себя в роли крестьянина!
      Кострома и Иваново считаются льняными столицами, но и у нас изделия из льна стоят дорого! Мало осталось производств! Хотя раньше в каждом районе был свои завод или фабрика.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    С огромным удовольствием побывала на виртуальном уроке. Спасибо большое за подробный рассказ! Воспользуюсь Вашим постом, когда будет соответствующая тема по окружающему миру.
    Мои выпускники до сих пор вспоминают урок, где мы читали у Вас про валенки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Ольга Николаевна!Пользуюсь данным материалом долгое время, собирала его ещё когда работала на старших классах. С ребятами из кружка ЮДМ делали экскурсию для малышей.
      Рада, что материал пригодится, для этого и размещала :)

      Удалить
  3. Ольга Александровна, добрый вечер. Спасибо за рассказ о музейном уроке - готовый материал. Прекрасные фотографии и рассказ "пошива" рубашки от и до))) Не знаю, проводят ли у нас такие уроки, но с удовольствием порекомендую Ваш материал коллегам

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна, за оценку. Ребята любят музейные уроки. В музей ходим часто, когда сообщаю, что сегодня отправимся в музей (вспомнились слова Михалкова "Я поведу тебя в музей," - сказала мне сестра" :)), всегда слышу в ответ "УРА!" Выбегают из-за парт и строятся парами.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Александровна! Вот как "раньше" долго надо было ждать обновки! И поэтому одежду берегли, носили аккуратно, долго, передавали от одного ребенка к другому.
    Хорошо было "самому большому" - ведь он первый начинал носить обновки. А вот самому маленькому доставалось всё то, что "старшенькие" не сносили.
    И часто малышам шили рубашонки уже из кусочков старых ветхих рубашек.
    Но старшему тоже "не очень то везло", ведь новая рубашка из льна бывала "кусачая" - пока не обносится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Огромное спасибо за нужное дополнение, Ирина Валерьевна!А когда рубашка обносится, то цены ей нет ни в жару, ни в холод :)
      Так у нас и сейчас на селе так, ребятишки маленькие донашивают вещи старших... что поделаешь.

      Удалить
  5. Какая богатая экспозиция в краеведческом музее!!!
    Здравствуйте, Ольга Александровна. Вот это урок! Дети наглядно увидели от А до Я производство льна. Сама бы побывала в таком музее с удовольствием. Спасибо, что поделились.😀

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Жанна Витальевна! Сама когда писала пост, подумал, а чтобы не делать экскурсии для ребят района, экспонатов у нас в музее собрано достаточно и по льноводству, и по гончарному производству, и мн. других... Районный краеведческий музей позавидовал бы! Только надо всё это продумать с мастер-классами..., да администрация поддержала эту идею. А экскурсии могли бы сами дети проводить, например, старшие мои пчёлки... Знаю, завуч школы и директор заглядывают на ДУ, может обсудим идею?:)))

      Удалить
  6. Ольга Александровна, я тоже с удовольствием побывала с ребятишками в музее! Спасибо за экскурсию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Спасибо за отзыв. Мы ещё так же и муку мололи :) Ребятишкам тоже нравится эта экскурсия.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Александровна! Ещё с детства помню книжку с таким названием... Познавательная, но жутко растрёпанная, так её зачитали. Читала Ваш пост и вспоминала забытые ,казалось, страницы. Спасибо, очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Людмила Фёдоровна! С этой книгой и знакомила ребят, на её страницах крупные и подробные рисунки, удобно рассматривать :) Благодарим Вас за визит :)

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Александровна! Такие уроки дети не забудут. А ведь мало кто из взрослых знает, как льняную ткань раньше делали! У моей прабабушки был ткацкий станок, когда-то она ткала лен. А в нашем детстве только половички из дранки на нем делала. Зато какие они были красивые! Мне так всегда хотелось попробовать что-нибудь наткать, но не случилось... Вы меня прямо в детство отправили своим постом :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна! Хотя у нас раньше края были льняные, но лён вязать я научилась только в студенческие годы, работали в колхозе.
      А ткацкий стан нашему музею подарили, но к сожалению, никто не умеет им пользоваться :(

      Удалить
  9. Увлекательный музейный урок, Ольга Александровна! Даже не представляют малыши о том, как раньше изготавливали рубашки, а уж из чего.... Спасибо за виртуальную экскурсию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Да и для меня некоторые факты были новы. Но учимся и познаём. Благодарим за визит!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ольга Александровна!Познавательный урок!!!Мне было очень интересно!Уверена, что детки вернулись под впечатлением!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Ирина! Надеюсь, что им запомнилось всё, что говорили в школьном музее. Спасибо, что заглянули!

      Удалить
  11. Утро доброе, Ольга Александровна! Интереееснооо!
    А я в детстве была на уборке льна. Жили на Смоленщине, мама работала агрономом, брала нас с братом в поле. Вязали мы снопы и ставили их в "домики". Как сейчас помню - одна копейка сноп, если грязноватый и неровный. Три копейки - если сноп аккуратный и без сорной травы...
    А цвете лен потрясающе! Синее море, и не иначе...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро и Вам, Надежда Александровна! А снопы вязать не такая уж лёгкая работа, помню, все руки до крови содрала. Сколько у нас стояла такая работа не вспомню, но мама часто ездила в поле лён вязать, на подработку. Да и мы в студенческие годы заработали, точно не скажу сколько, но гордились, что это были лично заработанные деньги :)

      Удалить
  12. Здравствуйте, Ольга Александровна! Такой увлекательный урок ребята точно не забудут, и хоть не растет у нас сейчас лён на полях, теперь Ваши пчёлки о нём знают всё!

    ОтветитьУдалить
  13. Елена Николаевна, в Ваших краях всегда лён выращивали, помню, родители ездили его вязать, да и меня брали иногда :)

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

Друзья! В комментарий можно вставить картинку, чтобы это сделать, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...